[ШОПОПАЛО ]
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: SATSPEC, kosoleg5 
Форум » Обо всем » Электроника » Истоки телевидения
Истоки телевидения
paradigmaДата: Вторник, 11.01.2011, 16:04 | Сообщение # 1
Идол
Группа: Пользователи
Сообщений: 2504
Награды: 237
Статус: Offline
В СССР электронное телевидение по
стандарту 343/50 стало
действующим 60 лет назад весной
1938 г. В 1941 г. США принимают в
качестве национального стандарта
систему разложения 525/60. Тогда
специалисты даже не подозревали,
что явилась система, которой
предстояло стать первой мировой
системой телевизионного
разложения. Появление второй из
ныне действующих мировых
систем 625/50 задержалось на семь
лет до 1948 г. Причина - Вторая
мировая война, разрушившая
Европу и на годы прервавшая здесь
технический прогресс. Так или
иначе, но 3 сентября 1948 г. в
Москве выходит в эфир
экспериментальная аппаратная
телевизионного вещания по
стандарту разложения на 625 строк
50 полей. Все, кто имел отношение
к этому событию, не знали тогда
действительной исторической
значимости происходящего.
Вероятно, и сейчас мы не до конца
понимаем роль двух мировых
стандартов телевизионного
разложения 525/60 и 625/50 в
подспудных течениях истории
человечества и технологического
взрыва, выделившего современную
цивилизацию как особую форму
индустриального сообщества
людей.



ДЕВИЗ:В ШАГ С МИРОМ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ-ЛУЧ СВЕТА В ТЬМЕ СУЕВЕРИЙ!
"ЛЖЕТЕХНАРЯМ"И "САМОВЛЮБЛЕННЫМ ПРОФАНАМ" НЕ МЕСТО В НАШЕМ СТРОЮ.
 
paradigmaДата: Вторник, 11.01.2011, 16:14 | Сообщение # 2
Идол
Группа: Пользователи
Сообщений: 2504
Награды: 237
Статус: Offline
Самый первый национальный
стандарт телевизионного вещания
для СССР официально утвержден 27
декабря 1940 г. и был
ориентирован на систему
разложения с 441 строкой в кадре.
При этом годом раньше были
начаты работы по реконструкции
телецентров в Ленинграде и Москве
на базе разработанного во ВНИИТ
отечественного оборудования. Эти
работы были прерваны в связи с
войной. В августе 1948 г.
Ленинградский телецентр начал
временно трансляции телевидения
по стандарту 441 строка на базе
комплекта оборудования,
поставленного ВНИИТ в 1939 г. Так,
на короткий срок, но этот, в общем-
то, не состоявшийся национальный
ТВ стандарт СССР все же появился в
эфире. В первый майский день 1951
г. начал регулярные передачи по
стандарту 625/50 Ленинградский
телецентр и с этого момента канул в
Лету стандарт 441/50. Киевский
телецентр 7 ноября того же года
начал опытные трансляции.
Великий стандарт
Стандарт разложения на 441строку
во многих отношениях был
неудачен. Это понимали многие
специалисты еще в момент
принятия стандарта. И дело не в
относительно небольшом числе
строк. Великобритания многие годы
после войны вела трансляции с
разложением на 405 строк и еще
два десятилетия после принятия
стандарта 625/50 поддерживала
эту систему. В то же время Франция
эксплуатировала систему вещания с
разложением на 819 строк и
гордилась своим самым
высококачественным
телевидением. Но и та и другая
системы вещания уступили в
конечном итоге системе 625/50 - и,
отнюдь, не по причинам слишком
малой или слишком большой
четкости.
При обработке телевизионного
сигнала, особенно при различных
трансформациях изображений, а в
последствии при решении проблем
преобразования стандартов,
важную роль, в частности, играют
простые рациональные
соотношения между различными
параметрами телевизионных
сигналов. В этом плане 441 =
3х3х7х7 вообще не имеет общих
множителей с полевой частотой 50
Гц. А вот 625 = 5х5х5х5 идеально
сочетается с 50! Эти числовые
соотношения вскрывают лишь
часть факторов, все значение
которых было понято позже, а
полностью востребовано только
при формулировке иерархии
единых мировых стандартов
цифрового кодирования. Но
теоретическая мысль уже в начале
сороковых годов оценила их
фундаментальную роль. Мировые
стандарты 525/60 и 625/50
выделяет - и не случайно -
внутреннее числовое изящество.
В 1944 г. была созвана
Междуведомственная комиссия,
которой было поручено
определить основополагающие
параметры нового стандарта. Состав
комиссии, пожалуй, наиболее
точно отражает инициаторов
предложений по системе 625/50.
Членами комиссии были А.Я.
Брейтбарт, В.Н. Горшунов, И.С.
Джигит, Ю.И. Казначеев, С.И. Катаев,
С.В. Новаковский, А.А. Расплетин.
Комиссия предложила взамен
довоенного ОСТ 60-40
"Телевидение. Основные параметры
телевизионного
вещания" (стандарт 441/50)
"Обоснование и проект нового
телевизионного стандарта СССР". В
1945 г. утвержден ГОСТ 78-45,
придавший проекту статус закона, а
в 1946 г. принята
Междуведомственная нормаль. Эти
правительственные решения
открыли прямую дорогу к
реализации вещания по стандарту
625/50.
Названные решения были,
безусловно, историческими, но
приняты они были при достаточно
мощной обструкции со стороны
многих влиятельных чиновных
лиц. Выдвигались довольно
серьезные возражения. Страна,
разрушенная войной и
вынужденная нести тяжкое бремя
расходов по восстановлению
народного хозяйства и перевода
промышленности на мирные
рельсы, не имела достаточных сил
и средств для решения
безотлагательных
народнохозяйственных задач.
Поэтому разработка проекта,
технической базы
телепроизводства и ввод нового
стандарта телевизионного вещания
в действие, требовавшие
значительных затрат,
воспринимались как
безответственная авантюра
обуржуазившейся интеллигенции.
На окончательное решение
повлияла позиция главы
государства, который указал, что
новый стандарт определяет
советское телевидение на многие
десятилетия и поэтому нельзя
исходить из конъюнктуры. Но даже
И.В. Сталин вряд ли предполагал,
насколько серьезным окажется
воздействие такого решения на
развитие не только советского, но и
мирового телевидения.
Освоение
Совет министров СССР 12 октября
1945 г. принимает постановление
"О мероприятиях по развитию
телевидения". Постановлением
утверждена реконструкция
Московского телецентра
максимально быстрыми темпами
для перехода на телевизионное
вещание по стандарту 625/50. Этим
же постановлением предусмотрено
строительство новых телецентров в
Ленинграде и Киеве.
Подчеркивалось, что телецентры
должны быть созданы на базе
отечественной аппаратуры.
Впрочем, этот патриотический
штрих постановления нес чисто
политические функции, поскольку
иной, кроме аппаратуры
отечественной разработки и
производства на стандарт 625/50, в
принципе тогда не было, и быть не
могло. Такова особенность
пионерских проектов.
В марте1946 г. Верховный Совет
СССР принимает Закон " О плане
восстановления и развития
народного хозяйства СССР на
период 1946 - 1950 гг.". Отдельная
строка этого плана посвящена
телевидению. В частности указано
"…Восстановить и технически
переоборудовать Телевизионный
центр в Москве и построить новые
телевизионные центры в
Ленинграде, Киеве, Свердловске…".
Итак, работы по переводу
отечественного телевизионного
вещания на новый перспективный
стандарт подкреплены Законом
СССР.
Директивы ЦК ВКП'б от 27 января
1947 г. подтверждают уже
принятые законы о реконструкции
и строительстве новых телецентров.
И, наконец, Совет министров СССР 24
июня 1947 г. своим постановлением
поручает Министерству
промышленности средств связи
наладить производство студийного
оборудования и выпуск бытовых
телевизоров стандарта 625/50.
Надо сказать, что никогда в
последствии развитие
отечественного телевидения не
имело такой мощной поддержки
на самых высоких уровнях
законодательной и
исполнительной власти нашего
государства. Никогда не был столь
пристальным контроль со стороны
партийных и компетентных
органов за исполнением принятых
решений и ходом работ.
Головной организацией, которой
было поручено вести основные
работы по реконструкции
Московского телецентра, стал ВНИИ
телевидения. К слову, ВНИИТ в
первый год войны был распущен,
но в 1946 г. восстановлен. Через три
месяца после восстановления
новым директором ВНИИТ стал П.В.
Шмаков. Руководителем работ по
реконструкции Московского
телецентра был назначен В.Л.
Крейцер.
Для разработки аппаратуры
реконструируемого Московского
телецентра в подмосковном
поселке Фрязино было создано
специальное конструкторское
бюро, которое возглавил А.А.
Федоров. На работу в СКБ пришли
многие ведущими специалисты.
Так, И.Я. Бутлицкий возглавил
разработку телекинопроекционной
аппаратуры. Е.А. Гарнов с молодым
инженером А.Г. Козловой
занимались аппаратурой
синхронизации. Сложные
проблемы компоновки и
управления комплексом
аппаратуры, коммутации сигналов
достались Е.И. Фарберу и Я.И.
Шапиро.
Советские специалисты работали
вместе с учеными и инженерами из
Германии. Руководил работами с
немецкой стороны И. Гюнтер. В
разработке телевизионных камер
активно участвовал В. Гофман. В.
Янд занимался проблемами
синхронизации, разверткой - Г.
Зигель. З. Чау еще в довоенные
годы прославился как один из
крупнейших оптиков мира.
Поэтому он и возглавил работы по
телекинопроекции и оптическим
приборам для ТВ камер. Вопросами
общей компоновки,
конструирования аппаратуры и
многими другими занимался А.
Матцке. И, наконец, за проблемы
контроля и измерений отвечал Ф.
Леглер.
Более 40 лет в нашей печати
замалчивалось участие крупных
специалистов из Германии в
разработке первых образцов
аппаратуры стандарта 625/50 и
только осенью 1991 г. М.И.
Кривошееву и мне удалось
преодолеть запреты Главлита и
впервые назвать имена немецких
специалистов. Должен сказать, что
они не были военнопленными или
перемещенными лицами. Их на
основе договорных отношений
пригласили в СССР на работу, и они
приехали добровольно, многие с
семьями. По завершению контракта
они свободно вернулись на родину.
Их вклад в разработку стандарта
625/50 значителен и должен быть
отмечен. Они не упомянуты среди
лауреатов государственной премии
и в других наградных списках, но в
этом более политики плохо
понятого престижа, чем реальной
оценки вклада наших коллег из
Германии.
В конце 1948 г. СКБ, выполнившее
возложенную на него задачу, было
перебазировано в Ленинград и
присоединено к ВНИИ телевидения.
Именно этому ВНИИ было поручено
развернуть работы по созданию
типового комплекса аппаратно-
студийного оборудования
телевизионного вещания по
стандарту 625/50, обеспечить
реконструкцию МТЦ и впоследствии
реализацию программы широкой
телефикации страны.
В 1946 г. в лаборатории НИИ-108,
возглавляемой В.Н. Горшуновым,
был создан генератор,
формирующий гасящие и
синхронизирующие импульсы
стандарта 625/50. Это была первая
успешная техническая разработка
на пути создания аппаратуры
нового стандарта. В том же
институте в лаборатории А.А.
Расплетина была начата разработка
первых телевизоров (модели Т-1 и
Т-2). Академик, Герой
Социалистического Труда А.А.
Расплетин стал вскоре
руководителем одного из самых
крупных в мире и авторитетных
научных центров радиолокации. В
составе группы разработчиков
телевизоров (А.Я. Клопов, Д.С.
Хейфец и др.) оказался и
дипломник МЭИС М.И. Кривошеев.
Ему были поручены расчет и
разработка генератора строчной
развертки. Летом 1946 г. генератор
был запущен импульсами
синхрогенератора Горшунова - так
впервые засветился телевизионный
растр на 625 строк. Это событие
привлекло внимание всех ведущих
специалистов. Была устроена
публичная демонстрация, которую
посетили А.А. Железов, И.С. Джигит,
С.И. Катаев, Ю.И. Казначеев и многие
другие.
К началу 1948 г. основные работы
по созданию комплекта
оборудования для
реконструируемого Московского
телевизионного центра были
завершены и начат монтаж
аппаратуры в здании МТЦ
(Шаболовка 53). К этому моменту по
воле коллектива начальником АСБ
был назаначен М.И. Кривошеев.
Директор МТЦ Ф.И. Большаков и его
главный инженер С.В. Новаковский
поручили молодому начальнику
АСБ вывести в эфир сигналы
изображения на 625 строк
разложения. 3 сентября 1948 г. М.И.
Кривошеевым была нажата кнопка,
давшая старт второй мировой
системе телевизионного
разложения. Советские и немецкие
специалисты поздравляли друг
друга, понимая важность события.
Телевизионные сигналы
принимались несколькими
телевизорами "Москвич Т-1",
разработанными Е.Н. Геништа.
Последняя передача МТЦ по
стандарту 343/50 состоялась 17
сентября 1948 г. Московский
телевизионный центр на 50 дней
прекратил работу. Эти дни
понадобились для завершения
полной реконструкции центра,
который с 4 ноября начал
регулярные трансляции по системе
разложения 625/50. Монтаж нового
студийного оборудования
проводился группой специалистов
ВНИИТ под руководством Н.П.
Сыромятникова.
Каким он был
Первый телецентр, работавший по
стандарту 625/50, был, по
современным меркам, неказист.
Всего пять камерных каналов! Еще
три камеры использовались в
киноаппаратных. Управление всем
этим "камерным" хозяйством
осуществлялось с одного пульта
видеорежиссера, который мог
вывести в эфир изображение,
поступающее с любой из восьми
камер. Однако сравнивать
возможности первого телецентра
625/50 следует с теми, которые
обеспечивал довоенный
Московский телецентр. Этот
телецентр стартовал с одним
камерным каналом. Правда, позже
энтузиасты и изобретатели МТЦ
присоединили второй канал.
В первых передающих камерах
МТЦ 625/50 применялись
отечественные иконоскопы ЛИ-1,
усовершенствованные З.Г.
Петренко. В процессе
модернизации удалось повысить
число элементов мозаики
иконоскопа до величины,
предусмотренной новым
стандартом. Однако по
светочувствительности этот
иконоскоп сохранил недостатки
предшественников. Во время
съемок номинальная освещенность
объектов должна была
поддерживаться на уровне 5000 -
6000 люкс. В кинопроекционной
аппаратной, по этой причине,
приходилось использовать
дуговые источники света, в студии
мощные - прожекторы.
Температура воздуха в студиях
часто значительно превышала 30
градусов, что изматывало дикторов
и артистов, одежда и реквизит
быстро выгорали. Возник, в
частности, и такой конфликт: считать
или нет черные костюмы дикторов,
выгоравшие менее чем за месяц,
рабочими одеждами? Трудно было
обеспечить и требуемую
надежность работы. А ведь все
передачи тогда шли в прямом
эфире, средств видеоконсервации
не было, а киносъемки играли
вспомогательную роль.
Светочувствительная поверхность
мозаики иконоскопа составляла
100х75 мм. Соответственно
большим был объектив камеры. В
итоге, телевизионная студийная
камера КТ-1 была огромным и
довольно массивным сооружением.
В ней применялся оптический
видоискатель. В кинопроекционной
аппаратной использовалась
модифицированная камера КТ-2,
которая устанавливалась на
рельсах.
Передачу сигналов в эфир
осуществляла радиопередающая
станция, размещенная рядом с
Шуховской башней. Передающая
антенна и передатчики этой станции
были разработаны
Конструкторским бюро мощного
радиостроения (Ленинград).
Руководил работой А.И. Лебедев-
Карманов. Звуковой тракт
передатчика разработан в ИРПА,
руководитель Н.С. Куприянов.
Мощность излучаемого сигнала 16
кВт, частота радионесущей 49,75
МГц (сигналы изображения).
Модуляция негативная с частичным
подавлением одной боковой
полосы. Выходной каскад
усилителя мощности передатчика
выполнен на триодах с общей
сеткой и сеточной модуляцией.
После многомесячных испытаний
16 июня 1949 г. Московский
телевизионный центр был
официально принят в
эксплуатацию.
С первых шагов электронное
телевидение стремилось "выйти на
улицу". Успешная реализация
стандарта 625/50 ускорила и
работы по созданию первой ПТС. Эта
работа велась сотрудниками МТЦ
под руководством С.В.
Новаковского. Передвижная
станция была смонтирована в
салоне автобуса фирмы "Шкода". В
качестве ТВ камер использовались
передающие камеры,
изготовленные RCA, но
переделанные под стандарт
625/50. В ход пошло и другое
разрозненное импортное
оборудование, однако многое
было сделано разработчиками на
базе отечественной аппаратуры.
Датчиками "свет-сигнал" были
суперортиконы производства RCA,
обладающие преимуществами в
сравнении с иконоскопами по
светочувствительности и другим
параметрам. Примерно в это же
время появились первые
отечественные образцы
суперортиконов, которые были
разработаны во ВНИИТ Б.В.
Круссером. Эти суперортиконы
прошли испытания в условиях
производства именно на ПТС МТЦ.
Первая официальная внестудийная
передача состоялась 2 мая 1949 г.
Шла трансляция футбольного матча
между командами ЦСКА и Динамо
со стадиона Динамо. Трансляция
прошла с большим успехом. Для
передачи телевизионных сигналов
со стадиона на МТЦ потребовалась
коротковолновая линия связи. Она
была разработана группой
сотрудников МТЦ, ведущими
специалистами которой были А.М.
Варбанский, В.С. Красулин, Л.С.
Лейтес и другие. Было рассмотрено
несколько вариантов создания
линии связи соответственно в
метровом и дециметровом
диапазонах. Однако передающие и
приемные устройства линии связи
оказывались слишком
громоздкими для применения в
передвижных станциях
телевидения. В конечном итоге
была выбрана частота несущей 10
ГГц (длина волны 3 см). В качестве
генератора радионесущей
использовался клистрон
американского производства.
Мощность излучения 20 мВт, радиус
действия 20 - 25 км. Связь
осуществлялась только в пределах
прямой видимости. Антенной
служило параболическое зеркало
диаметром 1,5 м. Первое время
радиолиния была размещена на
стадионе Динамо, но позже она
была установлена непосредственно
в ПТС МТЦ. Надо сказать, что это
была первая в Европе
микроволновая линия связи. И
первая, специально
предназначенная для мобильных
систем.
Первые телевизоры "Москвич" и
"Ленинград" не стали массовыми
приемниками, хотя в стартовые
годы эксплуатации системы
вещания 625/50 выпускались
приличными тиражами. По
настоящему народным
телевизором, серийное
производство которого
продолжалось около 20 лет, а
эксплуатация - много дольше, стал
КВН. Он был создан в 1949 г. В.К.
Кенигсоном, Н.М. Варшавским и И.А.
Николаевским. Первые буквы
фамилий авторов составили
аббревиатуру КВН - марки
знаменитого телевизора,
впоследствии известной
телепрограммы и вошли во многие
анекдоты - подлинная цена
популярности!
КВН был трехканальным
телевизионным приемником. В нем
применялась схема прямого
усиления с 16 лампами. Он был
чрезвычайно прост в обращении и
этим превосходил любой из когда-
либо и где-либо выпускаемых
приемников. Его надежность также
была высока. До сих пор
существуют вполне
работоспособные КВН, не знавшие
ремонта и профилактики.
Недостатком первых телевизоров,
включая и КВН, был малый экран. В
этих приемниках использовался
кинескоп 18ЛК1Б с круглым
экраном диаметром 18 см.
Расстояние оптимального
просмотра изображения было
менее метра. Поэтому число
зрителей, одновременно
смотревших передачу, не
превышало 2 - 3 человека. Однако
яркость свечения экрана была
достаточно высокой, что позволило
для увеличения зрительских мест
предложить специальную линзу-
приставку. Это, фактически, -
аквариум, одна стенка которого
имела сферическую форму. Линза
заполнялась дистиллированной
водой, покупаемой в аптеках. Так и
запомнился многим КВН: телевизор
с аквариумом перед ним и
бабушкиной салфеткой сверху -
символ "благополучия" советских
людей. А перед телевизором в
несколько рядов - члены и друзья
семьи, соседи и соседи соседей.
Именно так, смотрели наши
телезрители первые трансляции
системы телевизионного вещания
625/50, еще не зная, что
сопричастны важному событию в
истории мирового телевидения.
Между прошлым и будущим
Первой страной, которая приняла в
1950 г. вслед за СССР стандарт
625/50 стала ГДР. Здесь при
технической помощи СССР 4 июня
1952 г. были начаты регулярные
передачи в Берлине. В том же году к
стандарту присоединилась
Федеративная республика
Германии. Этим был начат процесс
признания нового стандарта
странами Европы, а затем других
регионов мира. К концу 1952 г. к
стандарту присоединились
Нидерланды, Швеция, Италия,
Испания.
Показательна история французского
телевидения, в котором гонки за
очень четкой мечтой обернулись
большими финансовыми потерями.
В 1948 г. Франция определяла
перспективный национальный
стандарт, который должен был
сменить стандарт разложения на
441 строку. Пионер французского
телевидения Р.Бартелеми
настаивает на суперчетком
стандарте 1000 строк, но
торжествует более сдержанная
позиция его ученика и коллеги А.
де'Франса - будущего разработчика
системы цветного телевидения
SECAM. Он предложил ограничиться
819 строками разложения при
полосе сигнала 10,5 МГц. В 1950 г. в
Париже и Лиле начинаются
регулярные трансляции по этой
системе. Только в 1965 г. французы,
гордившиеся самым совершенным
в мире телевидением, сдались и
приняли как национальный
стандарт систему 625/50. Но еще 20
лет им пришлось поддерживать
умирающую систему, чтобы
выработать теоретический срок
амортизации парка телевизоров
стандарта 819 строк.
Похожие проблемы возникли и в
Великобритании, которая, следуя
традициям, оттягивала кончину
системы вещания с разложением на
405 строк. После вынужденного
присоединения к уже
общеевропейскому стандарту
пришлось затягивать агонию
системы 405 до выработки ресурсов
парка телевизоров этого стандарта.
Проблемами СССР в эти годы стало
освоение телевидением огромной
территории. На первых этапах
решающую роль играл энтузиазм
любителей. В разных городах
стихийно возникают любительские
студии. Так в 1950 г. Рязанский
радиоклуб организует
систематический прием сигналов
МТЦ, удаленного на 170 км. В 1951
г. 23 февраля в Харькове был
открыт первый в стране
радиолюбительский телецентр
стандарта 625/50. Его построили
активисты Харьковского
радиоклуба при поддержке
Ленинградского физико-
технического института и, в
частности, Я.А. Рыфтина. Регулярно
принимали передачи из Москвы
радиолюбители Владимира,
Ярославля и других городов. В
1952 г. самодеятельная
телевизионная студия Томского
политехнического института
открыла первые передачи
телевидения по стандарту 625/50 в
Сибири.
К 1952 г. только в Москве и области
парк телевизоров превысил 60
тысяч штук. Примерно столько же
работало на остальной территории
СССР. Было налажено серийное
производство камер КТ-5 на
супериконоскопе ЛИ-3, который
позже был заменен на
отечественный суперортикон. В
камере впервые применен
электронный видоискатель на
кинескопе 18ЛК1Б, а также турель
со сменными объективами. На базе
ТВ камер КТ-5 во ВНИИТ создана
трехкамерная ПТС-52. В ней была
применена микроволновая линия
связи на отечественном клистроне
К-19. Частота несущей 2,5 ГГц. ПТС и
радиолиния были рекомендованы
в серийное производство. С
помощью серийной ПТС-52 в 1956
г. состоялась передача с Красной
площади. В 1952 г. успешно
прошло испытание первой
отечественной радиорелейной
линии связи, работавшей в
диапазоне 3,5 - 4,0 ГГц. В этой РРЛ
были использованы отечественные
усилители на лампах бегущей
волны. Первая РРЛ работала на
линии "Москва - Голицино", позже
она была продолжена до
Смоленска. Так начиналась
прокладка первой телевизионной
"тропы" в Европу.
К 1955 г. в стране уже действовало
9 программных телецентров и 2
ретранслятора малой мощности.
Государственные радиотелецентры
работали в Омске, Риге,
Свердловске, Таллинне, Томске,
Харькове. Телевидением было
охвачено свыше 20 млн. человек.
Ежегодный выпуск телевизоров
достиг почти 500 тысяч штук, а парк
- почти миллиона телевизоров. В
серийное производство вышли
новые модели телевизоров
"Авангард" и "Темп-2", диагональ
экрана возросла до 31 и 40 см
соответственно. Принят новый
государственный стандарт на
параметры системы телевизионного
вещания ГОСТ7845-55. С этого года
началось широкомасштабное
строительство телецентров в
столицах союзных республик и
крупных промышленных центрах.
Параллельно начато создание
систем связи между телецентрами
страны. Этим были заложены
основы будущей глобальной
системы Центрального вещания -
пропагандистской гордости
советского руководства.
Например, в директивах ХХ съезда
КПСС (14 - 25 февраля 1956 г.)
прямо указывалось на
необходимость "…создать
специальные каналы связи для
обмена программами между
телевизионными центрами Москвы,
Ленинграда, столиц союзных
республик и крупных городов
страны". Там же подчеркивается,
что общее число телецентров в
стране должно возрасти до 75 или
более, а введенных в действие РРЛ -
до 10000 км. Эти же директивы
предусматривали внедрение
цветного телевидения. Начинался
новый, самый масштабный этап
телефикации огромной страны.
Резюме
Мне приходилось слышать, что,
приняв систему телевидения
625/50, наша страна развязала
войну стандартов, до сих пор
негативно влияющую на судьбы
мирового телевидения. Аргумент
прост: мы вместо естественного
присоединения к уже
состоявшемуся стандарту 525/60,
исходя из чисто
националистических амбиций,
приняли альтернативный стандарт
625/50, а Европа потянулась за
ядерной сверхдержавой во
избежание неприятностей. Столь
крайние заявления легко
опровергнуть, но именно на них
опираются более тонкие суждения
об унитарном мировом
телевидении. В действительности,
стандарты 525/60 и 625/50
появились в многочисленном
окружении иных стандартов,
которые лишь со временем
покинули мир телевидения.
Поэтому, так называемая, анархия
стандартов была уже состоявшимся
явлением.
Лишь в 1948 г. Федеральная
комиссия по связи США прекратила
выдачу лицензий на новые
стандарты. В это время в стране
действовало более 100 компаний,
усердно мешавших друг другу. В
Европе к идее введения единого
стандарта разложения пришли
позже, поэтому инициатива нашей
страны не могла вызвать анархию
многостандартности, к этому
времени расцветшую и на
европейском континенте. Именно
выдающиеся параметры системы
625/50 прекратили явочно
самостийность европейских стран в
определении самостоятельных
национальных стандартов, а
отступники наказаны "рублем".
Замечу также, что частота полей 60
Гц неприемлема для Европы, где
мог укорениться только стандарт с
частотой полей 50 Гц. Поэтому два
мировых стандарта разложения
стали необходимой данностью. А
связанный с этим негатив был
преодолен на уровне единой
иерархии стандартов цифрового
кодирования.
Вглядываясь в последние пол века
истории телевидения, нельзя не
удивляться свершенному тогда. Это
тем более важно сделать, что оба
мировых стандарта разложения в
преддверии полного перехода к
цифровым технологиям сходят со
сцены. Для США этот вопрос решен
конкретно: в конце 2005 года
аналоговое телевизионное
вещание и соответствующий
стандарт разложения прекратят
существование в этой стране. Для
Европы и России, в частности, столь
определенные сроки ухода со
сцены аналогового телевидения не
декларированы и, весьма вероятно,
будут отодвинуты. Но сам переход к
цифровым технологиям неизбежен.
Собственно, этот процесс уже идет, в
том числе и в России.
Мировые аналоговые стандарты
телевизионного разложения
исправно служили человечеству
многие десятилетия. Они были
базой для многих свершений на
Земле и в космосе. Это заслуженные
ветераны.



ДЕВИЗ:В ШАГ С МИРОМ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ-ЛУЧ СВЕТА В ТЬМЕ СУЕВЕРИЙ!
"ЛЖЕТЕХНАРЯМ"И "САМОВЛЮБЛЕННЫМ ПРОФАНАМ" НЕ МЕСТО В НАШЕМ СТРОЮ.
 
paradigmaДата: Вторник, 11.01.2011, 17:03 | Сообщение # 3
Идол
Группа: Пользователи
Сообщений: 2504
Награды: 237
Статус: Offline
Все телевизоры планеты,
работающие на аналоговых и даже
на цифровых сигналах систем
цветности PAL и SECAM, имеют самое
большое разрешение 576
пикселей (элементов изображения)
по вертикали. Почему отсчет идет по
вертикали? Потому что до
появления плоскопанельных
телевизоров (ЖК и плазменных)
под вертикальными элементами
изображения подразумевались
строки электронно-лучевых
телевизоров, с которых,
собственно, все и начиналось. А
потому, смотрит ли бабушка в Туле
сериал через «Горизонт-34ТЦ412»,
или солидный господин смотрит его
на гигантской плазменной панели, –
в принципе, они видят одну
картинку. Разница лишь в том, что в
больших и дорогих панельных
телевизорах телевизионную
картинку улучшают методами
цифровой обработки. Но 576 строк
обычного телевидения - это еще
хорошо: в системе NTSC, широко
распространенной в США, Японии и
странах Юго-Восточной Азии,
вообще 480 строк (или пикселей
для панельных ТВ). Кстати, это
привело к досадному
недоразумению, так как
большинство 20-дюймовых ЖК-
телевизоров в России имеют
именно NTSC-разрешение, которое
не только не вписывается в наш
российский SECAM-овский сигнал,
но и изрядно его разрушает.
Что большой проекционный, что
маленький электронно-лучевой, –
все телевизоры показывают на
самом деле одинаково
Но время шло, размеры экранов
увеличивались, и пришло
понимание необходимости
большего количества точек в
видеосигнале. Тогда создали
телевидение высокой четкости –
ТВЧ, или HDTV (High Definition
Television). О том, как работает
простое телевидение, чем оно
отличается от ТВЧ, и как HDTV
создавалось – наш рассказ. А так
как все начиналось с кинескопного
телевизора, с него и начнем.
Как создается изображение в ЭЛТ-
телевизоре
Любое изображение, созданное
человечеством механическим или
электронным способом, начиная от
фотографии и заканчивая
телевидением, состоит из элементов
изображения, которые чаще
называют точками, а иногда
пикселями (pixels). Стоящие
отдельной группой темные точки на
фоне белых могут создать
впечатление пылинки, сидящей
мухи или, например, чернильного
пятна. Изображение, которое мы
видим на экране электронно-
лучевого телевизора,
прорисовывается вспыхивающим и
гаснущим по мере своего бега
лучом летящих в вакууме
электронов. Они сталкиваются на
поверхности экрана с
люминофором, заставляя
последний вспыхивать и гаснуть
Картинка в ЭЛТ-телевизоре
рисуется бегущим по
люминофору электронным лучом
Луч пробегает строку от левого края
экрана к правому, возвращается к
левому и опять начинает свой бег,
опустившись на долю миллиметра
ниже. Но вот электронный луч
прошел весь свой путь от верхнего
левого угла экрана до нижнего
правого – и что мы имеем? Мы
получили черно-белую
неподвижную картинку,
вспыхнувшую буквально на один
миг, а точнее, на 1/200 долю
секунды. Для того чтобы
изображение начало двигаться, нам
придется показать 25 таких
картинок в одну секунду, меняя
положение деталей на экране.
Изобретатели первых телевизоров
были выдумщиками и большими
энтузиастами своего дела, и когда
они увидели, что картинка на их
телевизорах очень нечеткая, они
придумали простой и эффективный
метод решения этой проблемы. Как
известно, человеческий глаз все, что
двигается быстрее, чем 1/24 доли
секунды, не видит, а
последовательные изображения,
чередующиеся с частотой 24 кадра
в секунду, видит как непрерывное
движение. На этом принципе
основано кино, но телевидение
показывает на 1 кадр в секунду
больше, то есть 25. Это связано с
тем, что 2 раза по 25 кадров
равняется 50 в секунду, и это же
частота переменного тока в наших
розетках. Конструкторы, облегчая
самим себе жизнь, просто
использовали в системе развертки
колебания электросети для
упрощения электронных схем, и
таким образом одним выстрелом
убили двух зайцев: и электронику
упростили, и стали подавать на
экран 50 изображений в секунду
вместо 25. Вопрос: откуда взялись
еще 25 кадров, когда телестанция
передает всего 25? Очень просто –
одну и ту же картинку стали
показывать дважды, но с таким
малым сдвигом строк, что вторые
строки ложились между первых,
увеличивая, следовательно,
четкость картинки. К слову сказать,
когда говорят про точки
плоскопанельных телевизоров,
почему-то порой забывают и про
точки цветных ЭЛТ-телевизоров. Это
на черно-белом телевизоре
электронный луч падает прямо на
люминофор экрана, в цветном же
телевизоре он проходит через
отверстия в маске, создавая из трех
цветов (красный, зеленый, синий)
полноцветное изображение.
Точки изображения формируют
изображение и цвет
телевизионной картинки, и чем их
больше тем выше четкость
Чересстрочность, разрешение и
частота
Каждый кадр стандарта
российского SECAMа из 625
имеющихся строк содержит 576
активных, то есть видимых на
экране телевизора, остальные – так
называемые технические и нас не
интересуют. Такая схема развертки
и называется «чересстрочной». В
обозначениях стандартов, о
которых далее пойдет речь, такая
схема развертки обозначается
малой буквой «i» вслед за цифрой,
обозначающей количество строк.
Таким образом, российские
телевизоры работают на советском
стандарте 625i, который, впрочем,
нередко называют еще 576i, по
количеству видимых строк. Есть и
другой тип развертки, когда кадры
просто сменяют один другой, как в
кинопроекционном аппарате, не
совершая никаких повторов, – эта
схема развертки называется
прогрессивной и обозначается на
стандартах буквой «p». Однако
частота в розетке 50 Гц - это у нас, и
в Европе, а вот в США и в странах
Восточной Азии с их частотой
электросети в 60 Герц телевизоры
имеют частоту развертки,
аналогичную частоте их
электрической сети, а телевизоры –
480 видимых строк.



ДЕВИЗ:В ШАГ С МИРОМ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ-ЛУЧ СВЕТА В ТЬМЕ СУЕВЕРИЙ!
"ЛЖЕТЕХНАРЯМ"И "САМОВЛЮБЛЕННЫМ ПРОФАНАМ" НЕ МЕСТО В НАШЕМ СТРОЮ.
 
paradigmaДата: Вторник, 11.01.2011, 17:13 | Сообщение # 4
Идол
Группа: Пользователи
Сообщений: 2504
Награды: 237
Статус: Offline
Каждый кадр стандарта
российского SECAMа из 625
имеющихся строк содержит 576
активных, то есть видимых на
экране телевизора, остальные – так
называемые технические и нас не
интересуют. Такая схема развертки
и называется «чересстрочной». В
обозначениях стандартов, о
которых далее пойдет речь, такая
схема развертки обозначается
малой буквой «i» вслед за цифрой,
обозначающей количество строк.
Таким образом, российские
телевизоры работают на советском
стандарте 625i, который, впрочем,
нередко называют еще 576i, по
количеству видимых строк. Есть и
другой тип развертки, когда кадры
просто сменяют один другой, как в
кинопроекционном аппарате, не
совершая никаких повторов, – эта
схема развертки называется
прогрессивной и обозначается на
стандартах буквой «p». Однако
частота в розетке 50 Гц - это у нас, и
в Европе, а вот в США и в странах
Восточной Азии с их частотой
электросети в 60 Герц телевизоры
имеют частоту развертки,
аналогичную частоте их
электрической сети, а телевизоры –
480 видимых строк.
Вот так отличаются друг от друга
картинки разного разрешения
Когда мы говорили о наиболее
распространенных форматах HDTV,
мы имели в виду, что в настоящее
время существует 6 стандартов
аналогового телевидения и 18
стандартов цифрового (если такое
вообще можно назвать
стандартизацией). В свою очередь,
из 18 стандартов «цифры» лишь
несколько определяются как HDTV –
720, 1125, 1080 и 1035
чересстрочных «i» и 720, 768, 1080
и 1125 прогрессивных «p». Есть
еще старый евростандарт 1250i и
советский 1525i, на которых,
впрочем, никто не вещает. Однако
единый стандарт все же есть. В мае
1999 года Международный Союз
Электросвязи МСЭ (ITU) утвердил в
виде своих Рекомендаций как
общемировой стандарт HDTV для
производства и международного
обмена телепрограммами. Общий
формат изображения определяется
как имеющий 1920 элементов
изображения в одной строке, 1080
активных строк с чересстрочной и
прогрессивной разверткой,
соотношение сторон 16:9 и
частотой кадров в 24р, 25р, З0р,
50p, 50i, 60i и 60p в секунду. По сути
своей, это расширенная версия
американского стандарта 1080i, но,
как видите, достаточно гибкая.
Однако в России увидеть сегодня
сигнал высокой четкости очень
сложно, и имеют такую
возможность лишь немногие
обладатели комплекта «телевизор с
поддержкой HD – спутниковый
приемник HD-формата –
параболическая антенна».



ДЕВИЗ:В ШАГ С МИРОМ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ-ЛУЧ СВЕТА В ТЬМЕ СУЕВЕРИЙ!
"ЛЖЕТЕХНАРЯМ"И "САМОВЛЮБЛЕННЫМ ПРОФАНАМ" НЕ МЕСТО В НАШЕМ СТРОЮ.
 
paradigmaДата: Вторник, 11.01.2011, 17:19 | Сообщение # 5
Идол
Группа: Пользователи
Сообщений: 2504
Награды: 237
Статус: Offline
Идея телевидения с более высоким
количеством строк по экрану
родилась уже очень давно. С
середины 60-х годов теперь уже
прошлого, ХХ столетия. Разработка
нового телевизионного стандарта
высокой четкости велась больше по
законам войны, в основе которой
лежали и технологические, и
политические, и экономические
причины, хотя, вероятно, не в
меньшей степени - и амбиции
стран. В войне участвовали все
технологические сверхдержавы –
США, СССР, Япония и европейцы,
выступавшие тогда консорциумом.
В Первой Мировой войне HDTV-
форматов участвовали все
сверхдержавы мира
Неясно, кто же первым начал
разрабатывать стандарт высокой
четкости, однако с начала 60-х
годов этой проблемой все
вышеперечисленные страны
начали заниматься практически
одновременно.
СССР – Россия
Сделавший очень многое для
развития телевидения как нового
вида электронного СМИ и
создавший в свое время
телевизионный стандарт в 625
строк (что для тех лет было само по
себе ТВЧ, так как в США вещали
всего в 343 строки), Советский Союз
разработал два стандарта четкого
ТВ – чересстрочные 1525 и 1250.
Руководство страны, по всей
видимости, считало, что если
стандарт 625i, разработанный в
СССР, Европа когда-то приняла для
себя, то примет и технологически
родственный ему стандарт ТВЧ
1250i. Для этого было немало
предпосылок, и, собственно, почти
так и произошло. Целиком и
полностью подготовленный с
научной и технологической точки
зрения формат был готов к запуску,
но сломалась экономика Советского
Союза, и тут было не до ТВЧ, а так и
не вышедший из стен лабораторий
советский стандарт дал толчок
развитию первой волны HDTV в
Европе. В России же вопрос о ТВЧ
вернулся тогда, когда о «родном»
стандарте никто уже речь не
заводил, а потому, если у нас и
появится в ближайшее время ТВЧ,
то это будет американский стандарт
1080i.
Европа – Евросоюз
Европа с ТВЧ-вещанием стартовала
просто поразительно. Европейцы,
взяв за основу стандарт 1250i,
предложили за технологическую
основу стандарт уже работавшего
на тот момент спутникового
телевидения МАС и построили на
его основе систему HD-MAC. Проект
назвали «Эврика-95», а ядром
разработчиков системы выступили
Philips, Thomson и Bosh. Кроме них,
в проекте участвовали Nokia,
Grundig и целый ряд научно-
исследовательских и учебных
институтов – всего 12
исследовательских групп. Проект
обошелся в приличную сумму, за 5
лет работы было потрачено более
350 миллионов долларов.
Европа впервые применила
телевидение высокой четкости
для демонстрации матчей своего
Чемпионата по футболу в 1988
году, и с тех пор спорт считается
одним из главных зрелищ
достойных HD-разрешения
Результат получился просто
впечатляющим. В 1988 году в
Европе пошли первые опытные
передачи в HD-MAC через спутник
TDE-2, а еще через 2 года Европа и
западные районы СССР имели
возможность смотреть чемпионат
мира по футболу с невероятным для
тех времен качеством. Впрочем,
эффектный технологический старт
не дал коммерческого успеха
европейскому HDTV.
Япония
Японская вещательная компания
NHK в 1964 году начала разработку
подобного стандарта и устройств
под него. А к началу 80-х NHK
предложила миру готовый стандарт
HDTV. За 12 лет интенсивных
разработок была создана полная
линейка HDTV-аппаратуры:
телекамера, видеомагнитофон и
цветной монитор с диагональю
экрана 80 см. Формат имел 1125
строк, 60 чересстрочных кадров в
секунду и формат изображения
16:9. В проекте приняли участие
Sony, Toshiba и NEC. Тогда же ими
была разработана и вещательная
спутниковая система MUSE с
сигналом в диапазоне 11,7 – 12,5
ГГц. Трансляции NHK начались в
1985 году и, несмотря на просто
гигантскую стоимость HDTV-
телевизора тех лет (почти тыс.), к
1990 году в японских домах стояло
около 150 тысяч таких аппаратов.
Действие той системы закончилось
лишь в самом конце 90-х годов,
когда на смену MUSE пришел более
дешевый в эксплуатации
американский формат HDTV 1080p.
Такое расточительство могли себе
позволить только "помешанные"
на хай-теке японцы, и
коммерческий успех проекта был
весьма и весьма относительным.
США
В Соединенных Штатах за 18 лет
поисков и метаний пришли к тому
стандарту HDTV, который
Федеральная комиссия по связи
(FCC) определила как ATSC. Стандарт
совместим с 18 форматами ТВ,
причем только 6 из них относятся к
HDTV. Все форматы, входящие в
ATSC, изначально совместимы с
аналоговыми телеприемниками,
предотвращая, таким образом,
потерю аудитории, смотрящей TV
по старинке.



ДЕВИЗ:В ШАГ С МИРОМ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ-ЛУЧ СВЕТА В ТЬМЕ СУЕВЕРИЙ!
"ЛЖЕТЕХНАРЯМ"И "САМОВЛЮБЛЕННЫМ ПРОФАНАМ" НЕ МЕСТО В НАШЕМ СТРОЮ.
 
paradigmaДата: Вторник, 11.01.2011, 21:43 | Сообщение # 6
Идол
Группа: Пользователи
Сообщений: 2504
Награды: 237
Статус: Offline
Появление телевидения неразрывно и напрямую связано с изобретением радио и кинематографа. Александр Степанович Попов, скромный преподаватель физики, поставил на службу человечеству электромагнитные колебания, открытые Г.Герцем и 7 мая 1895 года я вил миру свое изобретение – радио. Аппараты Попова были способны к передаче знаков телеграфной азбуки Морзе, но в форме более или менее продолжительных звуковых сигналов, а не в форме коротких и длинных черточек (точек и тире) на бумажной ленте. Сущность изобретения совершенно точно отражало его название — «радиотелеграф». Передать по радио, собственно, звучащее слово удалось лишь в 19 году XX века. Изобретение кинематографа связывают с именами Огюста и Луи Люмьер. Сыновья французского фабриканта, занимавшегося производством фото принадлежностей, изобрели в 1895 году аппарат, который положил начало развитию синематографа и киноиндустрии, сыграл основополагающую роль в появлении телевидения. Радио и кино породили современное телевидение — способ преобразовывать радиосигналы, неслышимые и невидимые, в звуки и движущиеся изображения. Заслуга введения в обиход самого термина «телевидение» принадлежит штабс-капитану русской армии К.Д. Перскому. Он первым употребил этот термин в своем докладе «Современное состояние вопроса об электровидении на расстоянии (телевизирование)», сделанном в Париже на Всемирном конгрессе электротехников в 1900 году. Идеи создания электрической системы для передачи подвижного изображения на расстояние высказывались еще в 70-е годы XIX века. Основывались эти идеи на чисто теоретических посылках (возможности физических экспериментов были в ту пору ничтожны). Но только в середине 20-х годов двадцатого столетия промышленно-техническая база развилась настолько, что возникла возможность практической реализации теоретических принципов телевидения, выдвинутых за полвека до того . Идеям и экспериментам по передаче на расстояние подвижного изображения предшествовали идеи и эксперименты по передаче изображения неподвижного. Исходя из принципа «факсимильной телеграммы», выдвинутого шотландцем А. Бейном в 1842 году, работавший в России итальянец Д. Козелли изобрел (в 1862 году) «химический телеграф», при помощи которого можно было передавать по проводам изображение — рисунок или текст. Телеграф этот был испытан на линии связи Петербург — Москва, но не получил признания. Чтобы передать изображение по «пантотелеграфу Козелли», рисунок или текст нужно было вытравить на медной пластинке, затем в принимающем пункте аналогичную пластинку подвергнуть столь же длительной химической обработке. Короче говоря, изобретение Козелли оказалось практически бессмысленным, ибо между Москвой и Петербургом уже функционировала железная дорога и поезд мог доставить изображение почти за то же время, которое для этого требовалось при использовании «химического телеграфа». В 1880 году русский ученый Порфирий Иванович Бахметьев (широко известный как физик и биолог) предложил теоретически вполне возможную телевизионную систему, названную им «телефотографом». Заслуга Бахметьева перед наукой состоит в том, что он хотя и не построил аппарат, но выдвинул первый из основополагающих принципов телевидения — разложение изображения на отдельные элементы для последовательной их передачи на расстояние. (Независимо от Бахметьева идею о разложении изображения на элементы высказал португалец Адриану ди Пайва.) Немец Пауль Нипков предложил осуществить разложение (развертку) изображения с помощью вращающегося диска, имеющего ряд небольших отверстий, расположенных по спирали. Запатентованный в 1884 году диск Нипкова долго не находил практического применения; сам ученый впервые увидел свой прибор в действии лишь в 1923 году на одной из международных выставок радиоаппаратуры, успев к этому времени позабыть о своем изобретении, сделанном еще в студенческие годы. В 1888 — 1889 годах профессор Московского университета Александр Григорьевич Столетов, изучив так называемый «внешний фотоэффект» (способность некоторых металлов под воздействием света испускать электроны), создал фотоэлемент. Достижение Столетова открыло принципиальную возможность непосредственного преобразования световой энергии в электрическую. Опираясь на это открытие, преподаватель петербургского Технологического института Борис Львович Розинг в 1907 году предложил (и запатентовал в России и за границей) идею, которая без принципиальных изменений сохранена в действующих и сейчас телевизорах . Идея эта состояла в том, чтобы использовать для преобразования электрических сигналов в светящиеся точки видимого изображения катодную (электронно-лучевую) трубку, созданную англичанином В. Круксом и усовершенствованную немецким ученым К. Брауном. Катодная трубка, соответственно видоизмененная, снабженная множеством сложных и тонких устройств, — основа современных телевизоров: нынешний телеэкран — не что иное, как сплюснутый торец катодной трубки. Б.Л. Розинг сконструировал трубку, в которой поток электронов (катодный луч), вызванный фотоэффектом, «бомбардирует» торец, покрытый изнутри слоем вещества, способного под воздействием катодного луча светиться. Телевизионное изображение (градации света и тени) возникает как результат большего или меньшего по интенсивности свечения определенных участков экрана. Отметим, что в разработке Розинга анализ изображения осуществлялся с помощью оптико- механического (зеркально- барабанного) устройства, а синтез (развертка) изображения осуществлялся без использования оптико-механического устройства, как это стало непременным для электронных телевизионных систем лишь к середине 30-х годов . 9 (22) мая 1911 года Розинг продемонстрировал на стеклянном экране электронно-лучевой трубки телевизионное изображение. Передавалось изображение решетки, помещенной перед объективом передатчика. Это был наиболее благоприятный, с точки зрения передачи, вариант. Отмечая заслуги ученого в области электрической телескопии (как тогда было принято называть передачу изображения на расстояние), русское техническое общество присудило ему в 1912 году золотую медаль и премию имени почетного члена общества К.Ф. Сименса. Первая мировая война изменила характер работы Розинга — ему пришлось переключиться на выполнение заданий военного ведомства. Лишь после окончания гражданской войны он возобновил свои исследования в Ленинградской экспериментальной электротехнической лаборатории и в 1922 году получил государственный патент на «радиотелескоп», в дополнение к полученной им в 1911 году «Привилегии № 18076» на первый в мире электронный телевизор. В 1926 году в первом номере журнала «Наука и техника » Розинг опубликовал работу «Электрическая телескопия (видение на расстоянии). Ближайшие задачи и достижения». В этой статье автор во всех подробностях описал все те достижения и фунции, которыми располагает телевидение наших дней. Б.Л. Розинга по справедливости следует считать отцом электронного телевидения. Но у телевидения нет единственного изобретателя: многие и многие ученые и инженеры должны были объединить свои усилия, должны были наследовать друг другу, должны были обмениваться идеями и открытиями, для того чтобы телевидение спустя десятилетия после опытов Розинга стало тем, что оно есть. После 1920 года в стране уделялось много внимания развитию телевидения. Не проходило месяца, чтобы центральные газеты не сообщали о более или менее плодотворных попытках передачи изображения на расстояние. 16 декабря1925 года, что на V съезде русских физиков Л.С. Термен сделал доклад «Видение на далекое расстояние» и продемонстрировал на экране изображение движущейся живой руки. Однако система дальновидения Льва Сергеевича Термена сразу же была засекречена в связи с планами использования ее в пограничных войсках . Предварительно ее приемник установили в кабинете наркомвоенмора К.Е. Ворошилова, а передатчик — во дворе наркомата. Позже маршал С.М. Буденный вспоминал, как они с Ворошиловым почти безошибочно узнавали людей, на которых была направлена телекамера. И хотя дальнейшего практического развития эта работа Термена не получила, современники высоко ее оценили. Также существенную роль в развитие телевидения внес и ташкентский изобретатель Борис Павлович Грабовский. Его изобретение «телефот» мог осуществлять передачу низкокачественного изображения на несколько метров, а потом и на большую дистанцию. Однако, к 1929 году, к идее электронного ТВ в Москве охладели — полным ходом шла подготовка к вещанию малострочного, «дальнобойного», доступного «пролетариям всех стран» механического ТВ с диском Нипкова. Радиолюбители СССР принимали из-за рубежа именно такие передачи. Следы работы ташкентского энтузиаста затерялись в бюрократических архивах ... К сожалению, изобретения Грабовского и Термена не повлияли сколько-нибудь существенно на ход развития отечественной телевизионной техники . Наступало время коллективных , хорошо организованных и направленных исследований, которые опирались бы на мощную техническую базу . В 1930 году во Всесоюзном электротехническом институте была создана лаборатория телевидения во главе с Павлом Васильевичем Шмаковым. Она приступила к разработке и постройке передающего устройства и приемника (с диском Нипкова) механического телевидения. Система давала изображение, разложенное на 30 строк (1200 элементов). Электрические сигналы, несущие изображение и звук, передавались раздельно, следовательно, для приема телепередачи требовались два радиоприемника, один из которых имел телевизионную приставку. Так как электрические сигналы преобразовывались в световые через посредство неоновой лампы, испускающей лучи красной части спектра, экран механического телевизора светился розовым светом (современный монохромный телевизор имеет экран голубого свечения, а до 40-х годов свечение экрана было зеленым). Большую роль в развитии техники телевидения 30-х годов сыграли принимавшие деятельное участие в разработке и освоении промышленностью приемно- передающей аппаратуры инженеры и ученые В.И. Архангельский , Г.В. Брауде, И.С. Джигит, И.Е. Горон, Л.А. Кубецкий, А.Ф. Шорин, А.П. Константинов. 30 апреля 1931 года «Правда» напечатала сообщение: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метра будет передаваться изображение живого лица и фотографии». В этой первой публичной телепередаче были показаны сотрудники лаборатории (движущиеся изображения!) и фотографические портреты — без звукового сопровождения, «немые». Вскоре началась подготовка к регулярному вещанию. Из здания Всесоюзного электротехнического института передатчик был перевезен на Никольскую улицу, дом 7, в Московский радиотехнический узел. 1 октября 1931 года начались регулярные опытные передачи, которые проводились через радиостанцию МГСПС, работавшую на волне 379 метров (изображение) и 720 метров (звук). Вскоре в Москву стали поступать сообщения о том, что эти передачи принимались радиолюбителями в Томске, Нижнем Новгороде, Одессе, Смоленске, Ленинграде, Киеве, Харькове. Журнал «Говорит Москва» сообщал с гордостью, что в столице работало более тридцати самодельных телевизоров. Промышленность еще не выпускала телевизоры, хотя и готовилась к этому. (Вообще, развитие передающих станций в первые годы регулярного телевидения в СССР обогнало развитие приемной сети.) Собственно, телевидение начала 30-х годов и осуществляло решение только этой задачи — внедрения идеи телевидения. Телевизионное вещание было еще неспособно выполнять ни одну из функций, которые выполняет сегодняшнее телевидение; оно еще не обладало ролью ни политико- информационной, ни эстетической, ни познавательной, не имело социально-педагогического значения, но оно внедряло идею телевидения. 15 апреля 1932 года «Правда» сообщила, что Ленинградский завод «Коминтерн» приступил к выработке первых 20 советских телевизоров. Это было очень важное сообщение — до тех пор в нашей стране имелись только самодельные телевизоры, изготовленные в лабораториях или просто кустарно. В 1933-1936 годах промышленность выпустила более 3 тысяч механических телевизоров марки «Б-2» с размером экрана 3x4 см. Телевизор подключался к радиовещательному приемнику вместо громкоговорителя. Параллельно с развитием механического телевидения интенсивно велись работы и по разработке телевидения электронного. В 1931 году Семен Исидорович Катаев в осуществление давней идеи Розинга сконструировал передающую трубку, названную им «радиоглазом». Ее отличительная особенность — так называемая мозаика, состоящая из мельчайших светочувствительных ячеек, в каждой из которых под действием света накапливается электрический заряд. Мозаика дает возможность резко увеличить четкость и вследствие этого — размер изображения. Почти одновременно с Катаевым аналогичное устройство («иконоскоп») запатентовал в США Владимир Козьмич Зворыкин, учившийся в Петербурге у Б.Л. Розинга. Достижения ученых , добившихся в лабораторных условиях значительных успехов в разработке электронной системы телевидения, привели к тому, что передачи механического телевидения в Москве в декабре 1933 года были приостановлены. Показалось нерациональным развивать его дальше — век телевидения электронного сочли уже наступившим. Однако, как выяснилось очень скоро, промышленности нужно было еще освоить производство новой аппаратуры. Поэтому 11 февраля 1934 года опытные передачи механического телевидения были возобновлены, а с 15 ноября 1934- го стали регулярными. Окончательно они прекратились в Москве лишь в апреле 1940 года, когда уже работал новый Московский телецентр на Шаболовке (в Киеве механическое телевидение сохранялось до начала войны).


ДЕВИЗ:В ШАГ С МИРОМ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ-ЛУЧ СВЕТА В ТЬМЕ СУЕВЕРИЙ!
"ЛЖЕТЕХНАРЯМ"И "САМОВЛЮБЛЕННЫМ ПРОФАНАМ" НЕ МЕСТО В НАШЕМ СТРОЮ.
 
Форум » Обо всем » Электроника » Истоки телевидения
Страница 1 из 11
Поиск: